News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image



Киммерийцы

Румыния - Культура и традиции

  киммерийцы

Киммери йцы (лат. Cimmerii, др.-греч. Κιμμέριοι) — племена, вторгшиеся в Закавказье во второй половине VIII и завоевавшие некоторые районы Малой Азии в VII вв. до н. э. Также условное название доскифских культур Северного Причерноморья эпохи железа.

Киммерийская проблема

Киммерийская проблема является одним из сложнейших вопросов истории и археологии Передней Азии и Северного Причерноморья I тыс. до н. э.. Она включает в себя комплекс проблем связанных с происхождением и историей киммерийцев.

С одной стороны киммерийцы — кочевые племена, которые проникли в Закавказье из степной зоны и были в 714 г. до н. э. зафиксированы ассирийскими текстами. История этого народа продолжалась до второй половины VII в. до н. э., когда он исчез, растворившись среди населения Малой Азии. Одной из проблем является попытка выделить археологический материал, относящийся к историческим киммерийцам.

С другой стороны, имеется некоторое количество сведений античных авторов, большая часть из которых носит легендарный или спекулятивный характер, так как эти источники появились значительно позже краткого столкновения греков с киммерийцами. В целом, сведения античных авторов о киммерийцах не подтверждаются.

Наконец, киммерийцами часто именуются археологические культуры Северного Причерноморья, относящиеся к раннему железному веку, соответственно, и это время носит название «Киммерийской эпохи». Следует отметить, что попытки связать исторических киммерийцев и рассматриваемые культуры являются весьма гипотетическими.

В результате, в популярной и околонаучной литературе, а также в разнообразных маргинальных гипотезах происходит смешение понятий исторических киммерийцев, археологических «киммерийских» культур, часто помноженные на некритическое отношение к рассказу Геродота. В результате появилось множество публикаций и гипотез совершенно искажающих суть проблемы.

В настоящее время некоторые детали киммерийской проблемы можно считать решёнными. В Малой Азии обнаружены захоронения, которые можно уверенно связать с историческими киммерийцами, прояснены некоторые детали их истории, отвергнута версия Геродота о появлении киммерийцев в Закавказье. Материальная культура киммерийцев аналогична племенам скифской общности.

В последнее время несколько подробных книг по киммерийской проблеме выпустил А. И. Иванчик [1]

Киммерийцы в ассирийских письменных источниках

Походы киммерийцев на Колхиду и Урарту

Наиболее достоверными источниками, в которых сохранились сведения о киммерийцах, являются разнообразные документы Новоассирийского царства. Это официальные надписи на «цилиндрах» и «призмах» (т. н. «анналы»), где деяния царей Ассирии описаны в превосходных выражениях, а также переписка с агентами и запросы к астрологам и оракулам, где происходящие события трактованы ближе к истинному положению дел. Переписка велась клинописью на аккадском языке. К сожалению, многие глиняные таблички сильно повреждены. Данные, полученные из анализа архивов Саргона II, Ассархаддона и Ашшурбанипала сводятся к следующему.

В 714 г. до н. э. киммерийцы зафиксированы в районе к северу или северо-западу от озера Севан. Царь Урарту Руса I совершил поход на кочевников и потерпел крупное поражение, в результате которого многие знатные лица попали в плен. В это же время киммерийцы напали на соседнюю с Манной область Уаси, в районе озера Урмия. После этих событий киммерийцы не упоминаются в ассирийских текстах в течение 35 лет.

За это время часть их продвинулась в западную часть Малой Азии, а другая группа находилась вблизи восточных границ Ассирии. Малоазийские киммерийцы в союзе с Табалом, Хиллакку и племенем мушков враждовали с Ассирией. В 679 г. до н. э. Ассархаддон разбил войско киммерийского царя Теушпы, но эта победа не имела особых последствий. Вскоре киммерийцы напали и частично подчинили себе Фригию, убив при этом царя Мидаса, одноимённого легендарному фригийскому правителю. Восточная группа кочевников приняла участие в восстании Каштарити в 671—669 гг. до н. э., в результате которого образовалось Мидийское царство. Видимо, вскоре после этого восточные киммерийцы ассимилируются местным населением и исчезают с исторической арены, что нельзя сказать об их западных соплеменниках.

В 660-х гг. до н. э. они усиливают натиск на Лидию, в результате чего царь Гиг обратился за помощью к Ассирии. Вскоре лидийцам удалось нанести поражение киммерийцам, на некоторое время обезопасившее царство. В это время кочевникам удалось отторгнуть у Ассирии ряд западных территорий, что заставило Ашшурбанипала считать их весьма опасными противниками. Усилившись, киммерийцы во главе с царём Дугдамми (Лигдамисом греческих текстов) в 644 г. до н. э. вновь атакуют Лидию, в результате чего были взяты Сарды и погиб царь Гиг. В это время происходит единственное столкновение греков с киммерийцами, которым удалось захватить некоторые города Ионии, в частности Магнесию-на-Меандре и, видимо, Эфес. Вскоре были предприняты новые нападения на Ассирию, но в ходе одного из этих походов царь Дугдамми умер от болезни и киммерийцы отступили. Его наследник Сандакурру упоминается как враг Ассирии в одном из текстов Ашшурбанипала, но кочевникам больше не удалось восстановить своё могущество. Больше они не упоминаются в ассирийских документах.

Вероятно, под давлением скифов и лидийцев киммерийцы были полностью разбиты и вскоре растворились среди населения Малой Азии.

Судя по сохранившимся документам, название киммерийцев звучало как «Гимер» или «Гимир».

Свод всех ассирийских документов по вопросу и их анализ находится в книге А. И. Иванчика.

Следует обратить внимание на то, что культуры, традиционно относимые к киммерийским, на самом деле не имеют отношения к историческим киммерийцам. Культура этих племён восстановлена по археологическим находкам.

Киммерийцы вели оседлый образ жизни и занимались как земледелием, так и скотоводством. В начале железного века они перешли к кочевому образу жизни, причиной чего послужило изменение климата, который стал сухим и жарким. Ранние киммерийцы жили в поселениях, расположенных вблизи воды, в больших полуземлянках площадью около 80 м². Покойников обычно хоронили в более древних, и реже — в специально насыпных курганах. Железо входило в обиход киммерийцев медленно, в первую очередь для изготовления мечей и кинжалов. Участвовали в обмене с оседлыми земледельцами, иногда совершая военные набеги.

Около VIII века до н. э. наблюдается миграция киммерийской культуры во Фракию, в результате чего сформировалась фрако-киммерийская общность. Существование её, однако, весьма гипотетично.

С переходом к кочевому скотоводству у киммерийских культур усиливается разложение общинного строя, возникает частная собственность, богатства концентрируются в руках у знатной верхушки. Социальное и имущественное разделение общества заметно по погребениям. Выделяется конная воинская аристократия. Общественный строй представлял собой, вероятнее всего, военную демократию. Киммерийские племена не были целостным объединением, а состояли из временных союзов и разрозненных племён со своими вождями.

Античные авторы

Их упоминают Гомер [3] и Каллин [4]. В «Одиссее» Гомера киммерийцы предстают как легендарный народ, живущий на крайнем Западе у океана, куда никогда не проникают лучи Солнца. Филологи Аристарх и Кратет исправляли у Гомера написание киммерийцы на «керберии» [5] (см. Кербер). О «киммерийском граде» рассказывал Гекатей [6]. Эфор помещает их около озера Аверн в Италии [7].

Геродот называет киммерийцев доскифским населением степной части Северного Причерноморья (Her.4:11)

Язык

Основная статья: Киммерийский язык

В настоящее время все сведения о киммерийском языке являются весьма гипотетическими, в связи с тем, что от их языка сохранилось всего несколько имён собственных в ассирийской транскрипции (Te-ush-pa, Dug-dam-me, Sandaksatru), а также их название [8].

Киммерийцы, возможно, были ираноязычными племенами, но наследовали и традиции ностратического содружества. Некоторые учёные (Леманн-Гаупт) считают, что язык киммерийцев мог быть «потерянным звеном» между фракийским и иранским языком.

Киммерийские цари

Теушпа (погиб около 679 до н. э.)

Тугдамме (Дугдамме, Лигдамис) (умер в 640 г. до н. э.)

Сандакурру (Шандакурру) (после 640 г. до н. э.).

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Румыния - туристический навигатор:

News image

Авиаперевозки по Румынии

Внутреннее авиасообщение прекрасно развито и выполняется двумя конкурирующими авиаперевозчиками: Tarom и Carpatair. Авиарейсы Tarom осуществляются и...

News image

Румынских преступников подвел бензин

Фортуна - вещь относительная. Иногда она поворачивается к вам лицом, а иногда… Именно второе улыбнулось румынским воришкам, пытавшимся скрыться от...

News image

Что нужно знать туристу

Национальная денежная единица Румынии - лей. $1 равен примерно 19,3 тыс. леям. Ввоз иностранной валюты в Румынию ограничен $10 тыс

История и культура Румынии:

Присоединение Трансильвании и Буковины к Румынии

News image

Присоединение Трансильвании к Румынии (в Румынии носит название Великого объединения 1918 года) — политическое событие...

Социалистическая Республика Румыния

News image

Социалистическая Румыния просуществовала с 1947 по 1989 год. С 30 декабря 1947 года по 1965 год она носила имя Румынск...

Античная эпоха

News image

В VIII веке до н. э. на территорию Румынии с востока вторглись киммерийцы, впоследствии в Добрудже жили скифы, отчего ...

Балканский неолит

News image

Балка нский неоли т — общее название целого комплекса археологических культур Балканского полуострова, появившихся в р...

Евреи и цыгане в Румынии

News image

Ион Антонеску хотел видеть Румынию без национальных меньшинств, в первую очередь цыган и евреев[51]. Он говорил: «я ни...

Славянское влияние в балкано-романских языках

News image

Славянское влияние в балкано-романских языках (румынский и молдавский) прослеживаются на всех языковых уровнях. Ими за...