Румыния - Известные личности Румынии
Янкев Ште рнберг (идиш יעקבֿ שטערנבערג; русск. Я ков Моисе евич Ште рнберг; 18 апреля 1890, Липканы Хотинского уезда Бессарабской губернии — 10 апреля 1973, Москва) — еврейский поэт-авангардист, эссеист, драматург, театральный режиссёр, и теоретик театра. Писал и режиссировал на идише.
Биография
Ранние годы
Янкев Штернберг родился и вырос в Липканах (сейчас в Бричанском районе Молдовы) — местечке на левом берегу Прута, которое еврейский поэт Хаим Нахман Бялик прозвал «Бессарабским Олимпом» и которое дало еврейской литературе ряд громких имён. Его отец, Мойше-Меер-Бэр, был зажиточным торговцем зерном и скотом. В детстве Юкл Штернберг (как его тогда звали) сдружился со своим погодкой, другим будущим литератором Мойше Альтманом, с которым он вместе учился в хедере и Каменец-Подольской частной русской гимназии (уже в послевоенное время их отношения охладятся) [1]. Дебютировал сказкой в одесской газете «Ундзэр Лэбм» (Наша жизнь) в 1908 году. Печатался в сборниках «Фрайе Эрд» (Свободная земля, 1910) и «Дос Найе Ланд» (Новая страна, 1911), составленных Аврумом Рейзеном, и в одесской газете «Гут Моргн» (Доброе утро).
В 1914 году перебрался в Черновцы, оттуда — в Румынию, поначалу в Яссы, где сотрудничал с литературным журналом «Лихт» (Свет, редактор Янкев Гропер), четыре номера которого вышли между декабрём 1914 и сентябрём 1915 года. Журнал уделял особое внимание зарождавшемуся еврейскому театру и призывал к «ренессансу еврейской сцены в Румынии» на некоммерческой основе: «Еврейская сцена должна служить местом обучения, она должна сближать евреев посредством еврейского слова…».
Исрул (Израил) Беркович (1921—1988), знаменитый румынский драматург и историк театра, рассматривал организованные журналом литературно-музыкальные вечера «началом современного еврейского театра в Румынии»; предтечей этого возрождения стал Штернберг. Последний принёс идеи Станиславского в Румынию, вместе с тем стараясь создать некий сплав этих идей с возвращением к водевильным истокам еврейского театра и к основавшему пятью декадами ранее в тех же Яссах первую еврейскую труппу Авруму Гольдфадену. Назвав Гольдфадена «Фэт-Фрумосом (Прекрасным Рыцарем), разбудившим летаргическую еврейскую культуру Румынии» в 1876 году, Штернберг возглашал: «Единственная среда, которая может привлечь еврейские массы — это традиционный народный театр, даже не литературный… Поэтому я призываю к социально-политическому театру, театру … текущих событий, первому театру такого рода на идише».
В эти годы Штернберг активно печатался в журналах: «һамэр» (Молоток, Брэила), «Фрайһайт» (Свобода), «Арбэтэр Цайтунг» (Рабочая газета), «Дос Найе Лэбм» (Новая жизнь) в Черновцах, «Литэрарише Блэтэр» (Литературные листки, Варшава), «Цайт» (Время, Нью-Йорк), и др.
В Бухаресте
Слева направо: литераторы Ицик Мангер, Мойше Альтман, Элиэзер Штейнбарг, Янкев Штернберг
В 1917 году Штернберг занимается театральным воплощением стихотворных мотивов Бялика. В 1917-18 годах Штернберг и Янкев Ботошанский начинают собственную труппу (театр-ревю), на этот раз в Бухаресте, и пишут для неё 9 пьес (т. н. «ревистэс»), включая «Цимес», «Букарэшт-Йерушолаим» (Бухарест-Иерусалим), «Мыцкедрынэм» (Внезапно), «Гринэ Блэтэр» (Зелёные листья), «Кукурику» (Кукареку), «Шолэм-Алэйхем» (Здравствуйте), «Эршелэ Острополер» (Эрш из Острополя), «Дэр Ирид Афн Дах» (Ярмарка на крыше) и «Рожинкес Мит Мандлен» (Изюм с миндалем), — все музыкальные комедии с элементами гротеска. В 1920 году становится редактором органа еврейской секции Румынской социалистической партии «Дэр Вэкер» (Будильник), издаваемого в сотрудничестве с поэтами Элиэзером Штейнбаргом и Янкев Ботошанским. Статьи того времени проникнуты социалистическими идеями и антиклерикальной направленностью.
В 1924-26 годах Штернберг руководит знаменитой виленской труппой (Вилнэр Трупэ). Румынская ежедневная газета Adevărul (Правда) от 23 августа 1924 года, вскоре после прибытия виленской труппы, писала: «Подобную демонстрацию художественного таланта, даже на этих небольших подмостках в „Жигнице“ (летний театр в Бухаресте — ред.) и даже на идише необходимо посетить всем интересующимся превосходным воплощением драмы».
После годичной стажировки в Берлине (1928), в январе 1930 года Штернберг создаёт в еврейском районе Вакарешты знаменитый театр-студию БИТС («Букарештэр Идише Театэр-Студие»), которая сыграла значительную роль в развитии модернистских тенденций современного европейского театра, ставит пьесы Осипа Дымова («Яшке-Музыкант»), Якова Гордина, И. Л. Переца («Банахт Афн Алтн Марк» — Ночь на старом рынке), Шолом-Алейхема («Ойцер» — Клад и, самая знаменитая постановка, «Дэр Фаркишефтэр Шнайдэр» — Заколдованный портной), Лейба Малеха («Дэр Гелэр Шотн» — Жёлтая тень, 1935), Н. В. Гоголя («Женитьба»), И. Й. Зингера («Йоше Калб»), и своё ревю «Театэр ин Фламэн» (Театр в огне, 1937). Студия посещалась бухарестской интеллигенцией независимо от национальности (известны свидетельства Тудора Аргези, Барбу Лэзэряну и др.) и приобрела необычайную известность. «Банахт Афн Алтн Марк» (Ночь на старом рынке) И.-Л. Переца исполнялась более 150 раз. В театре играли знаменитая Сиди Таль и Адольф Тефнер; прозаик Ихил Шрайбман работал суфлёром.
В эти годы Штернберг печатается в бухарестском альманахе «Шойбм» (Окна, 1936), редактором которого он был и вокруг которого собрал группу преимущественно бессарабских литераторов (т. н. «Юнг-Румэнье» — Молодая Румыния: Мотл Сакциер, Эрш-Лэйб Кажбер, Янкл Якир, Герцл Ривкин и др.); издаёт первый поэтический сборник «Штот ин Профил» (Город в профиль, 1938) с иллюстрациями Артура Кольника.
В конце 30х гг. с усилением антисемитских и профашистских настроений в Бухаресте, театр в основном находится на гастролях по крупным городам Европы, наконец Штернберг переезжает в Черновцы, где продолжает театральную работу. В 1939 году вместе с Мойше Альтманом он перебирается через Днестр, по которому проходила тогда граница между СССР и Румынией. Через год Буковина и Бессарабия переходят к СССР и Штернберг вместе с большей частью своей бывшей труппы селится в Кишинёве, где работает художественным руководителем новосозданного Молдавского Государственного Еврейского Театра (Молдавский ГОСЕТ)[2]. Ставит «Зямке Копач» М. Даниэля, «Мотл Пейси Дэм Хазнс» (Мотл сын кантора Пейси) Шолом-Алейхема с Сиди Таль в главных мальчиковых ролях.
В СССР
Слева направо: писатели Мойше Альтман, Янкев Штернберг и Шлоймэ Бикль
Начинается Великая Отечественная война. Штернберг вместе с театром эвакуируется в Узбекистан, где сотрудничает с Еврейским Антифашистским Комитетом и откуда его призывают в строительный батальон; после демобилизации возвращается в Кишинёв и вновь руководит восстановленным Молдавским Государственным Еврейским Театром, ставит свою пьесу «Ди Баладэ фун дэр Эсэсовке Брунһилдэ ун ир һунт» (Баллада об эсэсовке Брунхильде и её собаке, 1945). Публикуется в альманахе «Геймланд» (Родина, 1948).
Вскоре начинается борьба с безродными космополитами и режиссёр оказывается в исправительно-трудовом лагере (весна 1949); из семи назначенных лет проводит в лагерях пять [3]. По возвращении и реабилитации, в конце концов оседает в Москве. Заниматься театральной деятельностью больше возможности нет и Штернберг целиком концентрируется на литературном труде. Занимается переводами с румынского языка для Гослитиздата, с 1961 года публикуется в только что появившемся журнале «Советиш Геймланд» (Советская родина), некоторое время входит в его редколлегию. Поэтические сборники выходят во Франции и Румынии, а также в честь его 75-летия — в Израиле в переводах на иврит Авраама Шлёнского и Александра Пэнна. Несколько песен на стихи поэта пишет композитор Мотл Полянский.
Умер Янкев Штернберг от сердечного приступа в Москве в 1973 году. В том же году умирает его жена композитор Отилия Лихтенштейн, написавшая музыку к стихам своего мужа и других еврейских поэтов. Посмертно в Израиле опубликован том театральной эссеистики Штернберга[4].
Поэзия Штернберга характеризуются модернистским вниманием к деталям и тщательной работе над языком, до предела насыщенным интертекстуальными литературными аллюзиями и мифологическими аллегориями. Театральная эссеистика представляет значительный интерес своим развитием идей Станиславского и их сочетанием с водевильной основой традиционного еврейского театра.
Книги Янкева Штернберга на еврейском языке
שטאָט אין פּראָפֿיל Штот ин профил (Город в профиль, стихи и гротеск), Ди Вох: Бухарест, 1935
ליד און באַלאַדע אױף די קאַרפּאַטן Лид ун баладэ аф ди Карпатн (Песня и баллада в Карпатах, стихи), Афснай (Сызнова): Париж, 1968
אין קרײַז פֿון יאָרן Ин крайз фун йорн (В круге лет, избранные стихи 1915—1970), Kriterion: Бухарест, 1970
װעגן ליטעראַטור און טעאַטער Вэйгн литэратур ун театэр (О литературе и театре, критические эссе), Х. Лейвик-Фарлаг: Тель-Авив, 1987
На русском языке
Избранное, стихи из цикла «Москва», из книги «Город в профиль» (Бухарест, 1915-40), «Вопреки смерти» (1940-46), из книги «Эхо» (1938-58), Советский писатель: Москва, 1959.
Летящие тени, Стихи еврейских поэтов Бессарабии в переводе с идиша Рудольфа Ольшевского, Кишинёв, 2000.
Читайте: |
---|
![]() В Румынии появится такси для цыганРумынский бизнесмен планирует организовать в своем городе службу такси, которая будет обслуживать исключительно представителей цыганского племени. О... |
![]() Коммуникации и связь в РумынииСистема связи достаточно архаичная, но в последнее время подвергается интенсивной модернизации. Большинство уличных телефонов-автоматов в столице Ру... |
![]() Автобусное сообщение в РумынииАвтобусное сообщение прекрасно развито. В последние годы парк существенно обновился и на смену старым неудобным машинам пришли более новые и удобные... |
Гальштатская культура![]() Гальшта тская культу ра — археологическая культура железного века (примерно 900-400 до н. э.), расположенная в Централ... |
Присоединение Трансильвании и Буковины к Румынии![]() Присоединение Трансильвании к Румынии (в Румынии носит название Великого объединения 1918 года) — политическое событие... |
Фестивали и праздники в Румынии![]() Практически весь год в стране проходит череда празднеств и фестивалей. В феврале - Зимний Фестиваль в Сфынту-Георге. В... |
Румынский язык![]() Румы нский язы к (limba română [лимба ромынэ], МФА: 'limba ro’mɨnə; иногда называется дако-румынс... |
Железная Гвардия![]() «Желе зная Гва рдия» (рум. Garda de Fier) — название крайне правой политической организации, действовавшей в Румынии в... |
Революции 1848 года в Дунайских княжествах![]() Револю ции 1848 го да в Дуна йских кня жествах — демократические революции в Валахии и Молдавском княжестве, являвшихс... |
![]() Румыния глазами очевидца навсегдаРумыния глазами очевидца Автор: Ната Пронина Дата: 27.08.2004 Предисловие Сразу скажу, что все мои знакомые, услышав о моем... |
![]() Как рассказывают сказки в Живых КлючахКак рассказывают сказки в Живых Ключах Автор: victoria Дата: 27.08.2007 Собрались на лечение в Слэник-Молдова по описанию на... |
![]() Тайны РумынииТайны Румынии (продолжение). Автор: Марианна Дата: 02.02.2005 Перед мертвецким сном, мы все-таки решили спуститься вниз в рест... |
![]() Экстремальный отдых в Румыниисентябрь 2006 По многочисленным советам знакомых (хорошие люди, все-таки! должны теперь, как земля колхозу) решила я с подругой в августе съездит... |