News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image



Этногенез румын

Румыния - Культура и традиции

  этногенез румын

Проблема происхождения (этногенеза) румын является одной из наиболее сложных проблем румынской и мировой историографии. Сложность получения достоверного ответа на вопрос, где и когда появились румыны заключается в скудости источников по ранней истории территории современной Румынии, а также в предельной политизированности исторических дискуссий. Несмотря на то, что родственные румынам народы появились на территории современной Румынии ещё в начале I тысячелетия, румынский народ возник как единое целое и стал идентифицировать себя словом «румыны» только в начале XIX века[1].

Представителями всех научных направлений признаются следующие положения:

В основе этногенеза румын (субстрат) находится некий балканский народ, язык которого находился в родственных отношениях с албанским.

В начале новой эры этот народ подвергся культурной и языковой романизации.

На завершающем этапе этногенеза румыны испытали сильное славянское влияние. (См. Славянские влияния в румынском языке)

Основные споры ведутся по вопросам места и времени романизации, этнической принадлежности и названию народа подвергшегося романизации, автохтонности\пришлости румын на территориях их современного проживания, а также о характере и роли славянского влияния.

Всё разнообразие мнений по поводу этногенеза румын можно свести к трём основным теориям: миграционной, автохтонной и дако-латинской.

Автохтонная или дакийская теория

Румынская преемственность и миграции

Согласно этой теории основой румынского народа были племена дако-гетов, подвергшиеся в 106 году н. э. романизации и воспринявшие разговорную латынь. Римское владычество в Дакии продолжалось со 106 по 271 год. Эта теория в различных вариантах поддерживается практически всеми румынскими историками и подавляющим большинством европейских. Решительно отвергают идею континуитета (преемственности) только венгерские и отчасти болгарские историки.

Среди историков довольно большое распространение имеет мнение о том, что румынский народ сформировался в придунайских областях по обе стороны реки из местного романизированного населения. Но впоследствии под влиянием политических и демографических факторов к северу от Дуная стал преобладать романский элемент, в то время как к югу румыны были ассимилированы славянами. Косвенным подтверждением подобных «пограничных» теорий является проживание на севере Болгарии и Сербии значительного количества румын. Промежуточную позицию между сторонниками континуитета и «миграционистами» занимали советские историки.

Аргументы за

Линия Иречека

Экстенсивный характер колонизации Дакии.

Колонисты были выходцами из разных провинций Римской империи и поэтому латинский язык, официальный язык империи, стал единственным средством «межэтнического общения» как между собой, так и с даками. Постепенно разговорная латынь вытеснила все местные наречия. От языка дако-гетов в современном румынском осталось около 200 слов.

Дакийские топонимы сохранились на территории Румынии, (названия рек: Samus — Someş, Marisia — Mureş, Porata — Prut, и т. д.; названия городов: Petrodava — Piatra Neamţ, Abruttum — Abrud) что является косвенным свидетельством преемственности между румынами и даками.

Традиционный румынский костюм близок к костюмам даков, изображенных на колонне Траяна.

В соответствии с линией Иречека румынский язык мог сформироваться только на территории к северу от Балканского хребта.

Аргументы против

Дакия находилась в составе Римской империи слишком короткий промежуток времени, недостаточный для романизации.

Римляне завоевали только 25 % территории современной Румынии. Кроме того, процесс романизации происходил преимущественно в городах, следовательно, большинство населения не было им затронуто.

Большинство колонистов были выходцами из отдалённых провинций Римской империи, таких как Иберия, Далмация, Галлия, Ближний Восток и не могли говорить на языке настолько близком к латыни как румынский. Этот тезис является спорным, так как большинство из названных провинций уже были романизированы.

После ухода римлян свободные даки (например, карпы в Молдавии) вернулись на опустевшие земли.

Существует очень мало источников о проживании романизированного населения в Дакии после эвакуации вплоть до X века.

В румынском языке нет (вернее почти нет) германских заимствований, в Дакии в 5-6 вв. проживали германские племена готов.

Миграционная теория

Эта теория появилась в конце XVIII века и полностью оформилась к 1860-м годам в трудах австрийского историка Роберта Рёслера. Согласно этой теории после завоевания Дакии Траяном коренное население было уничтожено, из чего следует вывод, что нельзя говорить о процессе романизации местного населения: в 106—271 гг. имела место римская колонизация этих земель.

В 275 году большая часть населения покинула Дакию, а оставшиеся были уничтожены мигрирующими племенами. Таким образом, эта теория отрицает гето-дакийскую преемственность. Сторонники этой теории считают, что румынский народ сформировался где-то к югу от Дуная, откуда эмигрировал в XII—XIII вв., вернувшись в Трансильванию, где уже проживало венгерское население. Следует отметить, что эта теория возникла во время борьбы румын за право владеть Трансильванией и имела вполне конкретные политические цели — доказать отсутствие «исторических прав» румын на Трансильванию.

В настоящий момент у данной теории в её классическом виде мало последователей. Так или иначе миграционистскую теорию поддерживают в основном венгерские и часть болгарских историков.

Аргументы за

Наличие общих слов в румынском и албанском языках.

К югу от Дуная проживают влахи (арумыны, мегленорумыны и т. д.), которые говорят на восточно-романских языках близких к румынскому.

Нет письменных источников, аттестующих румын к северу от Дуная до X века, хотя оппоненты приводят целый ряд подобных источников.

Наличие большого количества письменных источников, аттестующих румын мигрирующих с юга на север Балкан и живущих среди славян (например румынско-болгарское царство).

Румынские топонимы в Албании и Болгарии.

Влашские пастухи мигрировали на север в поисках лучших пастбищ, дойдя до Польши и Чехии. Прослеживается влашское влияние на культуру жителей горных районов Польши и Украины.

Евтропий упоминает переселение римских граждан из Дакии на юг от Дуная в 270—275 гг.

В арумынском языке гораздо меньше славянских слов, чем в румынском. Согласно данным лингвистики раскол проторумынской общности произошёл после славянского переселения на Балканы. Это поддерживает теорию, что основное славянское влияние на румын имело место после переселения влахов в населённые славянами территории к северу от Дуная.

древние румынские географические названия (топонимы) в Трансильвании (в бывшей Дакии) исходят либо из славянского (города: Белград — с XIX века Алба-Юлия, Дева, Липова, Брашов, реки: Бистрица, Трнава, Красна и.т.д), или венгерского языка (города: Тиргу Муреш, Орадеа, Тимишоара, Сибиу, Арад и.т.д) что покажет на то, что иммигрирющие румыни начали использовать географические названия оригинального славянского и венгерского населения.

Аргументы против

Дакийские топонимы сохранились к северу от Дуная. Однако, сохранение топонимов указывает лишь на непрерывность заселения, но необязательно на этническую преемственность.

Венгерская хроника Gesta Hungarorum утверждает, что, когда венгры прибыли в Паннонию, они столкнулись с уже населявшими её влахами.

Повесть Временных лет упоминает борьбу венгерских пришельцев с влахами и славянами.

Ни одна средневековая хроника не упоминает какие-либо крупномасштабные перемещения народов с Балкан на территорию Румынии; а некоторые напротив говорят о противоположном направлении миграций: согласно «Стратегикону» Кекавмена (1066), влахи Эпира и Фессалии пришли с севера из районов Дуная и Савы.

На территориях, входивших в состав римской провинции Дакия, румынские диалекты сохранили более латинский характер, чем в других регионах проживания румын. Было бы тяжело объяснить, почему румынские переселенцы с Балкан говорили на более романизированном языке точно на тех территориях, где 6-7 веков назад существовала римская провинция и был распространён латинский язык.

название Дуная в румынском имеет форму, которая восходит к оригинальной (производной от восстановленного *donaris) форме, а не заимствованный из других языков. Это показывает, что румыны всегда жили где-нибудь около этой реки, а не далеко к югу.

Дако-латинская версия

Некоторые историки высказывали предположение, что дакийский язык был близок к латинскому. Этим и объяснялся феномен романизации населения Дакии в короткий промежуток времени. В настоящий момент эта теория считается одной из наименее вероятных.

Аргументы за

Считается, что латины переселились на Апеннинский полуостров в районе 1000 г. до н. э. с территории будущей Дакии.

Румынская грамматика содержит такие характеристики классической латыни, которые не встречаются в других романских языках.

За короткое время римской оккупации местное население могло усвоить латинский язык только если он был близок дакийскому.

Аргументы против

Нет достоверных источников, в которых упоминалась бы близость латинского и дакийского.

Слова гето-дакийского происхождения, сохранившиеся в румынском языке, не имеют ничего общего с латынью или одним из романских языков.

Теория «обширных групп населения» и «мобильного континуитета»

Теория «обширных групп населения», выдвинута румынским историком П. П. Панайтеску является переосмыслением теории континуитета. Согласно этой теории, романское население «обширной группой» распространялось с севера Дуная до гор Пинда и города Салоники в симбиозе с другой «обширной группой населения» — славянской. Романскому населению к северу от Дуная удалось ассимилировать славян, в то время как жители южного берега Дуная были ассимилированы более многочисленными славянами. «Мобильный континуитет» (А. Никулеску) предполагает наличие нескольких центров формирования румынского языка и народа.

об этой теории можно прочитать здесь.

Вопрос о славянском влиянии

Славянские влияния в румынском языке.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Румыния - туристический навигатор:

News image

Маршрутом Овидия

Среди провинций Римской империи Дакия (нынешняя Румыния) считалась самой глухой. Ввиду крайней удаленности от Центра сюда ссылали ослушавшихся вольн...

News image

Необходимые телефоны и адреса

Справочные телефоны Справочная телефонной сети - 931. Международные переговоры - 971. Междугородные переговоры - 991. Информация для тур...

News image

Авиаперевозки по Румынии

Внутреннее авиасообщение прекрасно развито и выполняется двумя конкурирующими авиаперевозчиками: Tarom и Carpatair. Авиарейсы Tarom осуществляются и...

История и культура Румынии:

Королевство Румыния

News image

Короле вство Румы ния — государство, существовавшее на территории современных Румынии, Молдавии, частично Украины и Бо...

Социалистическая Республика Румыния

News image

Социалистическая Румыния просуществовала с 1947 по 1989 год. С 30 декабря 1947 года по 1965 год она носила имя Румынск...

Поражение румынских войск

News image

В декабре румынские войска были разбиты под Сталинградом, а на Кавказе для 2-й горной дивизии сложилась тяжёлая ситуац...

Мост цветов

News image

«Мост цветов» (рум. Podul de Flori) — так называют два мероприятия, проведённые на берегу реки Прут в начале 1990-х го...

Румынская кампания (1916—1917)

News image

Румынская кампания (1916—1917) — одна из кампаний Первой мировой войны, в которой румынская и русская армии противосто...

Румынский язык

News image

Румы нский язы к (limba română [лимба ромынэ], МФА: 'limba ro’mɨnə; иногда называется дако-румынс...